Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из задач общения воспитателя с родителями – раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями.
Однако родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о своем ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.
Родительское собрание
Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на доклад. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.
· психологический тренинг;
· мастер-класс;
· совместное занятие детей с родителями;
· день открытых дверей;
· показ театральных постановок.
Подготовка родительского собрания
1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.
2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.
3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
4. В нашем детском саду используются такие формы привлечения родителей на родительские собрания, как: подготовка конкурсов, выставок, поделок по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, и педагог знакомит родителей с образцами работ. На самом собрании родители выбирают лучшую работу, и победителю вручается приз.
5. Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использована магнитофонная запись ответов детей на вопросы по теме собрания.
6. Изредка пригласить сказочного героя на собрание.
7. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.
8. Желательно провести заседания родительского комитента за месяц до собрания.
Непосредственно перед собранием необходимо:
· подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, на них выставить карточки с именами, отчествами родителей,
· подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также – карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.
· продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.
Проведение родительского собрания
Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания – 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).
1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.
2. Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.
Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.
Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное – совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.
Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.
По возможности разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.
Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.
При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.
3. В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток-шоу и др. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно значение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
Приведу пример: на последнем родительском собрании в нашем детском саду обсуждалась тема
Памятка для педагогов "Родительские собрания"
Родительские собрания могут быть организационными (обсуждение задач на новый учебный год), тематическими (посвящены актуальным проблемам воспитания, обучения и развития ребенка-дошкольника) или итоговыми (подведение итогов, результатов образовательной работы за год).
Основные цели родительских собраний:
<!--- повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми;
<!--- привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи адаптации, развития, воспитания и обучения детей (выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей в ДОУ и семье);
<!--- содействовать сплочению родительского коллектива; вовлечению их в жизнедеятельность детского сада;
<!--- пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к ребенку.
Задачи:
<!--- помочь родителям овладеть знаниями о психических особенностях развития ребенка дошкольного возраста и учитывать это в общении;
<!--- осознать свою позицию в общении с детьми в семейном воспитании;
<!--- научиться понимать и поддерживать детей с разными типами характера, темперамента, стиля поведения;
<!--- овладеть способами выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных;
<!--- выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, активизировать коммуникации в семье.
Особенности организации и проведения:
<!--- организуется и проходит не реже одного раза в квартал;
<!--- максимальная продолжительность: 1-1,5 ч. (с участием детей – не более 20 мин.);
<!--- в начале учебного года на организационном собрании с родителями согласуется день недели, время и примерная тематика встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию); утверждается план совместной работы на год;
<!--- тематика собрания одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем;
<!--- проходит с равной активностью родителей и педагогов;
<!--- основным методом проведения собрания должен стать диалог (дает возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения);
<!--- участие родителей оговаривается, разрабатывается «сценарий» взаимодействия с ними;
<!--- ведущий собрания должен владеть техникой обмена мнениями и примирения полярных точек зрения;
<!--- решение, к которому приходит родительское собрание - равноправный договор организаторов и родителей (предполагает анализ выполнения!!!);
<!--- итоги родительского собрания обсуждаются в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.
Подготовка:
<!--Выбор темы (учет образовательного запроса родителей; целевых ориентиров жизнедеятельности группы; закономерностей развития личности дошкольника; особенностей протекания процессов воспитания, обучения и развития; стратегии построения и совершенствования взаимоотношений ДОУ и семьи).
<!--Определение целей родительского собрания (целеполагание связано с выбором темы и вопросов для обсуждения – почему именно эту проблему в данный момент надо обсудить с родителями).
<!--Изучение литературы по рассматриваемой проблеме (глубокое и детальное рассмотрение вопросов).
<!--Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания (назначаются ответственные за разработку «сценария», оформление выставок, плакатов, газет на тему собрания; подготовку приглашений и др.)
<!--Проведение микроисследования в среде детей и родителей (необходимо для получения дополнительной информации о характере той или иной проблемы, возможных путях и способах их решения; используются экспресс-методики: беседы родителями и детьми, анкеты, тесты, опросники с небольшим количеством вопросов и заданий и др.).
<!--Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников (организационное, тематическое, итоговое; «классическое» собрание – донесение информации до родителей, педагогическая мастерская, тренинг, круглый стол, вечер вопросов и ответов и др.)
<!--Приглашение родителей и других участников собрания:
<!--- коллективное приглашение в виде интересного объявления – за 2-3 недели до проведения (указываются тема, вопросы, которые будут рассматриваться, с предложением дополнить это ряд; форма собрания, место, время проведения; предлагаются небольшие задания родителям и литература для изучения);
<!--- индивидуальные приглашения – за неделю до собрания (в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания, «приглашения-секреты», в оформлении которых принимают участие дети).
<!--- Разработка решения собрания, памяток или рекомендаций родителям (решение – обязательный элемент родительского собрания; может иметь не только «классическую» форму – в виде перечня планируемых действий и ответственных за их осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций и памяток родителям (краткость, целесообразность).
<!--- Оформление и оборудование места проведения собрания (выставка, зрительный ряд, таблицы, схемы и др.)
Методы активизации и обогащения опыта родителей на родительских собраниях.
(Е.П. Арнаутова. Педагог и семья. М., 2000.)
-Дискуссионные вопросы и обсуждение нескольких точек зрения на проблему.
-Обмен мнениями между родителями по поводу детских высказываний о чем-либо, рисунков на заданную тему, других результатов продуктивной деятельности.
- Решение проблемных задач семейного воспитания.
- Обращение к опыту семейного воспитания родителей.
- Использование примеров из литературы: детской, художественной, научно-популярной и пр.
- Анализ педагогических ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком, мотивов детского поведения в них.
<!--- Целевые наблюдения за детьми в деятельности с фрагментарным вовлечением родителей в эту деятельность.
<!--- Непосредственное практическое взаимодействие родителя с ребенком в различных детских деятельностях (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, двигательной и пр.)
<!--- Самотестирование родителями собственного опыта семейного воспитания.
<!--- Игровое моделирование и ролевое проигрывание способов родительского поведения.
<!--- Тренинговые задания с элементами игровых действий, учебных по смыслу.
<!--- Элементы артметодов общения (совместные танцы родителей и детей, рисуночные методики, театрально-игровое взаимодействие).
Примерная форма протокола родительского собрания.
Протокол N... родительского собрания группы _____________________
от « »_____________2011_______года.
Тема:_______________________________________________________
Присутствовало: ....... человек.
Отсутствовало: ........ человек.
Приглашенные: (Ф.И.О., должность).
Повестка родительского собрания:
1. ...
2. ...
1. По первому вопросу слушали: (Ф.И.О., должность). Она (он) ……………. (краткое изложение главной мысли выступающего).
Далее воспитатель предложил родителям совместно обсудить данный вопрос, высказать свое мнение, предложения, замечания, вопросы и т. п.
(В протоколе секретарь конкретно указывает, кто (Ф.И.О.) и какие мысли высказывал, предлагал, выражая несогласие и по какому вопросу.)
Принятие решения путем голосования.
За - ... человек, против - ... человек (конкретно Ф.И.О. родителя)
Постановили: принять единогласно (принять большинством голосов, не принять).
2. По второму вопросу слушали: ... (аналогично по всем вопросам повестки).
Решение собрания:
1. _______________________________ Ответственный_________ (Ф.И.О.).
Срок исполнения.________________________________________________
2.________________________________Ответственный_________ (Ф.И.О.).
Срок исполнения._________________________________________________
3.________________________________Ответственный__________(Ф.И.О.).
Срок исполнения._________________________________________________
Председатель:_______________(подпись)________________(расшифровка). Секретарь:__________________ (подпись) _______________(расшифровка).
Примечания:
<!-Воспитатели не имеют права навязывать свое мнение родителям. Идет совместное обсуждение вопросов повестки.
<!--На собрании следует обсуждать и решать, в первую очередь, педагогические вопросы, касающиеся вопросов воспитания, обучения и развития детей.
<!-Результаты педагогической диагностики на общее обсуждение не выносятся. Родители (законные представители) могут ознакомиться с ними только в индивидуальном порядке (конфиденциально).
<!--Решения принимаются по каждому вопросу отдельно, путем голосования.
<!--Формулировка решения должна быть четкая, конкретная, с указанием сроков исполнения и ответственных.
<!--Протокол родительского собрания является документом, входящим в номенклатуру дел ДОУ, оформляется своевременно (в течение 3 дней).
<!--Ответственность за своевременное заполнение и правильное оформление протоколов родительских собраний несут:
• за общие родительские собрания – старший воспитатель ДОУ;
• за групповые родительские собрания – воспитатели.
<!--К протоколу родительских собраний прилагаются тексты выступлений, консультаций воспитателей группы и других работников ДОУ, которые принимали в них участие.
<!--Отсутствующие на собрании родители знакомятся с решением родительского собрания через объявление в родительском уголке или индивидуально.